«Сделано в Китае»: либо продвигаться либо уступать

2011 год должен быть решающем годом для определения «сделано в Китае». С одной стороны «сделано в Китае» лидирует в мире, а с другой — под огромным давлением испытывает трудное положение. 

Обстановка производительной индустрии в мировом плане переживает перемены и предстоит решить — либо продвигаться либо уступить.

Согласно данным статистики ООН, в 2011 году Китай сохраняет свою позицию как страна с самой высокой производительностью, такую позицию он приобрел еще в 2010 году. Как крупнейшая страна-производитель, Китай по-прежнему не может избавляться от низкосортового производства, и в этой связи он как и раньше находится в среднем и низком звеньях мировой производительной цепи.

Китай испытывает дисбаланс в торговле с Европой и США. Статистика показывает, что ныне уровень пропорции капитала от труда в Китае составляет лишь одну пятую от среднего мирового уровня или одну десятую от среднего уровня США. Коэффициент прибыльности от капитала не только заметно выше среднего мирового уровня, но и выше среднего уровня в развивающихся странах. Откуда взялась высокая прибыль? В большой степени это исходит из искажения цены трудовых сил в течение долгих времен. В последние годы Китай накопил большое активное сальдо торговли, но это не приводит к высокой прибыльности. По подсчету Федерального запасного банка Сан-Франциско, 88,5% от объема расходов потребителей США вышли на «сделано в США», в том числе — значимая часть расходов на услуги. У них лишь 2,7% затрат выходят на «сделано в Китае».

Результат исследования Международного центра по экономическому исследованию Университета Цинхуа показывает, что доля экспорта Китая в США от общего экспорта Китая выросла от 6,6% в 1987 году до 17,7% в 2008 году. Зато доля экспорта США в Китай снизилась с 9,7% в 1989 году до 7,2% в 2008 году. В этой связи уже не существует дополнительного большого пространства для достижения высокого роста низкосортового производства Китая, необходимо перейти на высокоуровневое производство.

Глобальный финансовый кризис заставляет развитые страны заново рассматривать собственную индустриальную структуру, искать путь для возрождению реальных экономических секторов, поощрять высокосортовое производство остаться на своей территории. По прогнозу Консалтинговой компании Бостона США ожидается, что 15% предприятий США, нацеленные на рынки Северной Америки, будут перемещены из Китая обратно в США.

«Либо продвигаться либо отступать». Новое конкурентное преимущество США в будущем будет основано на возрождении высокосортового производства. С помощью огромных новаторских преимуществ и способности по оптимизации глобальных ресурсов производительная индустрия укрепляется и возрождается. Куда дальше развиваться «Сделано в Китае»?

Повышение себестоимости трудовых сил, ревальвация китайского юаня, ограничения экологических и ресурсовых условий означает необходимость переоценки производительных реквизитов в Китае. Постепенно истощаются преимущества Китая с низкой себестоимостью производства. Если Китай не смог бы создать по настоящему основу для новаторства, не смог бы как можно скорее повысить производительность трудовых реквизитов, то он потерял бы преимущество низкой себестоимости, в таком случае ожидается лишь двойная потеря преимуществ – по низкосортовому и высокосортовому производству. Это одни из самых серьезных вызовов для китайской экономики в предстоящее десятилетие.

Комментировать